Дороги и транспорт обзор Чище, дешевле, удобнее, но где? Сравниваем платную трассу М-12 в Нижегородской области и дороги Турции

Чище, дешевле, удобнее, но где? Сравниваем платную трассу М-12 в Нижегородской области и дороги Турции

Проанализировали ситуацию на автомагистралях в дружественной республике

В отличие от России жители Турции давно привыкли пользоваться автобанами — это экономит время (существенно!) и в конечном итоге деньги

В 2023 году в России запустили платную трассу М-12, которая проходит через Нижегородскую область. За это время автомагистраль не ругал, кажется, только ленивый: и дорого, и не чистят от снега, и пунктов остановки-заправки-перекуса катастрофически мало. Многие кивают на Европу, мол, там лучше.

Наши коллеги из 116.RU узнали, сколько стоит проезд по автобанам в дружественной нам Турции и как оснащены магистрали. Последние два десятилетия там идет активное строительство трасс при поддержке государства и частных инвесторов.

Протяженность трассы М-12, которая соединяет Московскую, Владимирскую, Нижегородскую области, Чувашию и Татарстан, — 811 километров. Самый продолжительный автобан в Турции — из Стамбула в Измир. Его длина — 424 километра, трасса проходит через провинции Коджаэли, Ялова, Бурса, Балыкэсир, Маниса, Измир.

Развитость дорожной сети

В Турции платные автобаны строятся активно и уже есть на многих стратегически важных направлениях. Одной из первых была трасса Стамбул — Анкара, значимость которой можно сравнить с дорогой между Москвой и Питером. Ее протяженность — 394 километра, в 2023 году запустили еще одну магистраль, соединяющую Стамбул со столицей Турции, так как ее предшественница уже не справлялась с потоком транспорта.

Северный объезд Стамбула имеет 4 полосы — этого достаточно, чтобы ехать без пробок

Наиболее амбициозные и значимые проекты последних лет — автомагистраль Kuzey Marmara на севере Стамбула, которая разгрузила 20-миллионный мегаполис от транзитного транспорта, автобаны Анкара — Ниде и Гебзе — Измир, связавший второй крупный город Турции со Стамбулом. Навигатор «Яндекса» показывает, что трассу протяженностью 424 километра без пробок и остановок можно преодолеть за 4 часа 13 минут.

При этом альтернативные, бесплатные трассы в параллель дорогим по турецким меркам автобанам сохраняются и поддерживаются в хорошем состоянии. Правда, время в пути по этим дорогам гораздо больше.

Максимальная скорость

В России, согласно ПДД, на автобане можно разгоняться до 110 км/ч. В Турции скоростной лимит выше — 130 км/ч. Но, как показывает практика, можно спокойно ехать и 160, и 170 км/ч на прямых участках в условиях идеальной видимости.

Всего 150, но владельцы престижных машин с большим «табуном» под капотом могут ездить и быстрее, обгоняя такие машины как стоящие

Поэтому расчетное время на дорогу по автобану иногда может быть даже меньше, чем показывает навигатор. Да и 4 с небольшим часа на машине тоже можно преодолеть без остановки, если выехать в путь с полным баком топлива и взяв с собой бутерброд с термосом.

Платные автобаны существенно сокращают время в пути и связывают мегаполисы

Частота заправок

Многие нижегородцы критиковали M-12 за то, что на ней совсем немного мест для остановки и порой приходится стоять долго в очереди на заправку — их тоже крайне мало. Турецкие автобаны, надо отдать им должное, весьма «клиентоориентированы». По трассе стоят указатели за 1500 метров до ближайшего места стоянки и АЗС, где также написано, через сколько километров будет следующий. В среднем это 50 километров, хотя встречаются места отдыха и через 20, и через 65 километров друг от друга.

И никаких очередей

Минус в том, что, как правило, АЗС принадлежат одному собственнику (как на измирской трассе), а потому заметна некая монополизация и равнозавышенные цены по всему маршруту. Стоимость блюд и напитков в сетевых заведениях: Starbucks, McDonalds, Yusuf Koftecisi и других — гораздо выше, чем в городах.

Мест для перекуса и заправки на платных трассах достаточно

Зато в инфраструктуре можно отметить практически всегда чистые и теплые туалеты, на многих остановочных пунктах — комнаты для намаза (мусульманская страна всё же), комнаты матери и ребенка. Встречаются порой и аутлеты. А на М-12 люди жалуются на отсутствие элементарного: туалета, интернета и разметки.

Поддержание трассы в порядке

За автомагистралями — как платными, так и бесплатными, в Турции следят. Периодические дорожные службы огораживают участки трассы конусами, собирают мусор, выкинутый нерадивыми автопутешественниками, подкрашивают и поправляют металлические ограждения, наносят свежую разметку.

Работы идут постоянно, но не мешают движению
Водителей заранее предупреждают об ограничениях. Тут сказано о том, что через 5 километров закрыта для движения правая полоса

В январе многие автомобилисты жаловались, что «Автодор» не справился с расчисткой трассы М-12. Скажете, в Турции климат мягкий и там снега нет? Есть! Так, автобан из Стамбула в Анкару проходит через провинцию Болу и горы, так же как и в Измир через Бурсу, и в январе — феврале здесь температуры ниже нуля и снег. Северный луч в объезд Стамбула засыпает снегом не хуже, чем в России.

Это не Россия. Видео снято на автобане Kuzey Marmara на объезде Стамбула

Снегоуборочная техника на автобаны выходит регулярно, даже когда остальные, бесплатные, трассы просто парализует. Правда, скорость движения по платным дорогам в такие дни всё равно падает, так как грейдеры идут друг за другом и очень медленно. Легковушкам и грузовикам приходится плестись за ними.

Тут тоже автомагистраль в Турции

Стоимость проезда

А теперь самое интересное — деньги. Стоимость проезда по М-12 от Арзамаса (Нижегородская область) до Москвы составляет 2821 рубль, а от Арзамаса до Казани — 2114 рублей. Автобан из Стамбула в Измир сейчас — 710 лир за участок 424 километра, это 2122,5 рубля. Получается примерно одинаково.

Стоимость проезда по платным автомагистралям в Турции. У каждой есть бесплатная альтернатива

К тому же в Турции проезд по автомагистралям бывает бесплатным по большим праздникам. Сюда входят Рамадан и Курбан-байрам, а также государственные: День республики, 29 октября, День Победы, 30 августа, и 15 июля — День демократии и национального единства. Но эта опция распространяется только на государственные платные трассы.

Часть маршрута из Стамбула в Анкару — 135 лир. Для проезда через шлагбаум машины оснащены специальными стикерами, которые автоматически списывают деньги, или регистрационный номер привязан к онлайн-банку

Если вам стало совсем печально, то вот утешение: стоимость топлива в Турецкой Республике существенно отличается от ситуации в России. Так, литр газа стоит 19,95 лиры, что эквивалентно 59,17 рубля. Бензин в дружественной республике по 38,34 лиры (113,71 рубля) за литр, а дизтопливо и вовсе пробило психологический барьер и стоит 40,22 лиры (119,46 рубля). При этом цены на ГСМ в Турции растут постоянно, варьируются в зависимости от провинции и могут изменяться несколько раз в месяц — в сторону увеличения, увы.

К слову, в конце января многие водители высказали опасение, что на фоне ЧП на заводе «Лукойл» в Нижегородской области цены на бензин могут взлететь вверх. Мы решили выяснить, насколько оправданы страхи автолюбителей. Изучили цены на бензин и дизельное топливо на сетевых заправках в Нижнем Новгороде, Самаре, Казани, Саратове, Перми и Уфе. Также NN.RU сравнивал стоимость пути по новенькой М-12 с другими платными магистралями в мире и в самой России — результат вас точно удивит.

ПО ТЕМЕ
Лайк
LIKE0
Смех
HAPPY0
Удивление
SURPRISED1
Гнев
ANGRY0
Печаль
SAD0
Увидели опечатку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl+Enter
Форумы
ТОП 5
Рекомендуем
Знакомства
Объявления