Город Религия Звон на костях. Жители ЖК «Маяк» выступили против застройки РПЦ у себя в сквере

Звон на костях. Жители ЖК «Маяк» выступили против застройки РПЦ у себя в сквере

Ее собираются вести на захоронениях советских воинов

У входа в сквер на Родионова сошлись сторонники и противники «церкви на костях»

Противостояние нижегородцев и РПЦ по поводу застройки скверов и парков часовнями и храмами, похоже, приобретает регулярный характер. Вслед за протестами против посягательств церкви на Парк «Дубки» в 2017–2018 годах и на Сквер на Прыгунова в 2019 году сейчас разгорается новый конфликт. На этот раз объектом спора стало бывшее кладбище, а ныне зеленая зона во дворе ЖК «Маяк». Нижегородская епархия намерена там поставить храм. Жильцы против такой перспективы — они хотели бы, чтобы кости предков, захороненные в их сквере, и деревья оставили в покое.

«Деревья на погребальных холмах»


У входа на бывшее кладбище на улице Родионова шумно. Там собрались десятки местных жителей. Они протестуют против религиозной застройки под окнами их домов и вырубки для этого части сквера. Сюда же пришли люди, представляющие интересы церкви.

— Вы сетуете за деревья? Эти деревья на погребальных холмах наших дедов и прадедов стоят. Не надо их трогать, — говорит местная жительница Лариса Захарова помощнику настоятеля Старопечёрской церкви Преображения Господня Сергею Шустову.

— Поймите же, что здесь нужно обозначить место захоронения. Нужно часовню поставить, чтобы потом там не поставили дом какой-то или торговый центр, — отвечает мужчина.

Сергей Шустов считает, что часовня защитит захоронения

Развивая свою мысль, он вспоминает о том, что в сквере покоятся его дальние родственники и много иных достойных людей, что в XIX веке здесь массово хоронили младенцев и что когда-то здесь были красивые склепы, которые в пору перестройки сровняли с землей. За это трактористы, принимавшие участие в их сносе, якобы поплатились.

— Мой товарищ всё разравнивал. И я ответственно заявляю: мой товарищ погиб не своей смертью! — угрожающе говорит Шустов.

— Хватит нам ужастики рассказывать, — недоверчиво принимают слова помощника настоятеля жители.

Кладбище на территории «Маяка» появилось во второй половине XIX века. Оно принадлежало Спасо-Преображенской церкви слободы Печёр. В метрических книгах оно значится приходским кладбищем, а местные жители его называли «На выселках» или «У варенного» (оно находилось напротив варенного завода). В годы Великой Отечественной войны здесь хоронили умерших в госпиталях Горького. С середины 50-х на кладбище хоронят всё реже, оно постепенно приходит в запустение. В 1988 году по решению горсовета его территория была приспособлена под зону отдыха, сохранившиеся надгробия снесены.

Говоря о часовне, Шустов лукавит, считают местные. Во-первых, согласно проекту, который уже подготовлен по заказу епархии компанией ООО «Сфера», речь идет о полноценном храме на 250 человек и куске территории в 1218 кв. м. Такое здание должно предусматривать канализацию, электроснабжение. А в дополнение ко всему этому храм предполагает вырубку части сквера — как минимум 524 кв. м.

Спор о костях в ЖК «Маяк»

Но даже если бы РПЦ предлагала поставить всего лишь маленькую часовню — и в том случае жители должны выступать против, считает Мария Попова, председатель Союза попечительских советов парков города. Она уже не первый раз участвует в спорах с церковью о застройке зеленых зон. До этого были протесты в Парке «Дубки» и в сквере на Прыгунова.

— Если сейчас допустить появление здесь хотя бы часовни, потом площадь церковной застройки будет только возрастать, — говорит Попова. — Там, где они ставят часовни, потом вырастают религиозные комплексы.

На религиозной почве


Идея построить в сквере храм апостола Тимофея и великомученицы Татианы была высказана Нижегородской епархией еще в 2016 году. Тогда же РПЦ обещала благоустроить площадку за свои средства. Заявка от епархии была рассмотрена и одобрена инвестсоветом при губернаторе Шанцеве. Дальше однако дело не пошло. В следующем году сменилось правительство, и про заявку забыли.

О сквере в епархии вспомнили, когда площадка попала в федеральную программу «Формирование комфортной городской среды» (ФКГС). Выбор сделали в ходе голосования сами жители. Работы там должны были начаться в следующем году, но сейчас церковь начала диктовать свою повестку.

Мария Попова уже давно ведет борьбу с религиозной застройкой зеленых зон

— Здесь сталкиваются лбом две программы. Люди голосуют за благоустройство по ФКГС, территория побеждает. Люди вносят свои предложения. И сразу же лоб в лоб возникает проект религиозной застройки, который жителям по большей части не нужен. И в результате конфликт на религиозной почве, что безобразно само по себе, — рассказывает Мария Попова.

Далее, с 11 июня, по инициативе епархии на сайте администрации запускаются общественные слушания. Они проходят в дистанционном режиме, без возможности посмотреть промежуточные результаты. При этом проводятся они на уровне города, а не района, что позволяет принимать в них участие кому угодно.

Большинство жителей ЖК «Маяк» против строительства церкви в их сквере

— Мы помним, как проходили подобные слушания раньше. Например, когда решалась судьба сквера на Прыгунова. Для обсуждений свозились старушки и православные активисты со всех концов города, — говорит Попова. — Здесь мы рискуем получить ту же картину, когда мнение местных жителей никто не услышит.

Но самое интересное, что общественных слушаний и проектов вообще не должно было быть, если бы власти действовали по закону. А он (ФЗ № 8 «О погребении и похоронном деле», ст. 16, п. 6) утверждает, что использование территории погребения разрешается только по истечении 20 лет с момента его переноса. До этого времени места захоронений могут быть использованы только под зеленые насаждения.

— Непонятно, как администрация собирается обходить эти правила, — задается вопросом Мария Попова.

«"Швейцарию" мы все видели. То же самое будет здесь…»


Житель дома по Родионова, 39 Владислав Лазарев следит за сквером не один год. Вместе с другими жильцами он периодически устраивает субботники и прибирает территорию.

— Мы переехали сюда вместе с семьей лет семь назад, полюбили это место, потому что мы вообще любим природу. А вот такой густой озелененный участок поблизости один, других нет. Он защищает нас от шума, газа и пыли с проезжей части. Поэтому мы против любой капитальной застройки здесь. Мне всё равно, собираются ли здесь строить храм, дискотеку, магазин — здесь ничего этого быть не должно, — считает Владислав. — Если, согласно плану, начнется строительство, начнется прокладка коммуникаций, будут вырыты котлован, траншеи для коммуникаций. Работающая техника неминуемо повредит зеленые насаждения. Сквер будет перекопан. «Швейцарию» мы все видели. То же самое будет здесь.

Владислав Лазарев вместе с друзьями сами занимаются благоустройством сквера

Лазарев рассказывает, что еще до составления проекта межевания проводился независимый опрос «Нижегородгражданпроекта». Он показал: большинство жителей против строительства храма. Только примерно 20% опрошенных были за религиозное строительство.


Смущает жителей многое. Это и колокольный звон под окнами, чью громкость закон никак не ограничивает, и угроза холеры и оспы при изымании останков больных людей — таких много хоронили на кладбище. Кроме этого, храм в сквере, по мнению жителей соседних домов, посягает на их парковку и мусорки. Проект прямо подразумевает, что для отходов прихожане и служители храма будут использовать баки жильцов дома № 27 на Родионова, а в качестве стоянки авто — парковочные места соседних со сквером зданий. Ни своих мусорок, ни парковок у церкви не будет.

Жители опасаются, что с появлением церкви свободные парковочные места сократятся, трафик станет перегруженным и с улицы Родионова будет сложно уехать

В дополнение к этому приезжающие к храму будут создавать угрозу транспортного коллапса. Дополнительных путей для проезда к нему в районе нет.

— Они нам просто заблокируют всё движение в микрорайоне. Уже зимой проехать по Родионова вдоль сквера нельзя, а после строительства нам перекроют выезд, — беспокоится Владислав Лазарев.

В Министерстве градостроительства Нижегородской области нам подтвердили, что заявка РПЦ на размещение храма в сквере уже одобрена. Окончательное решение будет принято после появления результатов общественных слушаний. Сроки, когда это произойдет, в правительстве области не уточнили.

Мы отправили запросы в епархию Нижегородской области с просьбой разъяснить, насколько беспокойство жителей по поводу строительства храма оправдано. Ответа пока, к сожалению, так и не получили.

«Это кощунство»

Лет 10 назад во время совещания патриарх Кирилл заявил, что на 10 тысяч россиян должен приходиться как минимум один храм. Позднее идею эту повторяли священники и иерархи разных уровней, в том числе митрополит Нижегородский и Арзамасский Георгий. Количество храмов действительно выросло с тех пор. А вместе с этим увеличилось и число конфликтов из-за религиозной застройки зеленых территорий и передачи собственности в руки церкви.

Самый известный случай — массовые протесты жителей Екатеринбурга против строительства церкви святой Екатерины в Центральном сквере города. В них принимало участие от двух до пяти тысяч человек. Позднее, в 2021 году, некоторые из активистов были осуждены по уголовным статьям.

Жители помнят о захоронениях в сквере. Каждое 9 Мая там проходят богослужения

В Нижнем Новгороде проблема с религиозной застройкой зеленых зон стоит особенно остро. 5 апреля 2016 года Заксобранием был одобрен закон, разрешающий застройку зеленых территорий религиозными объектами. Тогда же почти 5 тысяч кв. м земли безвозмездно передали РПЦ под постройку храмов. Значительная часть из них принадлежала зеленым зонам. Так, в сквере на Прыгунова было выделено 2000 кв. м, в сквере на ул. Вождей Революции — 800 кв. м, наконец, в сквере на Родионова — 2005 кв. м. Как итог — целая череда столкновений местных жителей с церковью.

— Нужно раз и навсегда поставить точку в этом вопросе. Отказаться от застройки зеленых зон, от застройки парков и скверов капитальными объектами религиозного назначения. Потому что ничего, кроме противостояния, вот эта идея властей — застроить скверы и парки храмами — не вызывает, — считает Мария Попова.

Она вместе с другими активистами не один год борется за отмену закона. По ее словам, каждый раз при передаче сквера или парка под застройку приходится «в ручном режиме» улаживать конфликт между гражданами и властями.

Споры за сквер в ЖК «Маяк» идут с 2017 года

Споры за сквер в ЖК «Маяк» идут с 2017 года. Более 500 подписей было собрано за благоустройство и против постройки храма на его территории. Сейчас конфликт только нарастает.

— На территории сквера лежат захоронения советских воинов, павших в Великую Отечественную войну. Где они конкретно, сейчас трудно определить. А сейчас представьте, при строительстве начнут вести коммуникации, проводить канализацию, и всё это по костям погибших. Это кощунственно, — говорит Мария Попова.

Вопрос охраны останков погибших поднимался на общественных обсуждениях, прошедших 20 апреля. На них присутствовали депутат гордумы Оксана Дегтерева, краеведы, местные активисты и представители РПЦ. Тогда же и зашла речь о строительстве часовни.

Самое печальное, считают градозащитники, что повторения таких конфликтных ситуаций, как вокруг сквера в ЖК «Маяк», стоит ожидать снова и снова.

ПО ТЕМЕ
Лайк
LIKE0
Смех
HAPPY0
Удивление
SURPRISED0
Гнев
ANGRY0
Печаль
SAD0
Увидели опечатку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl+Enter
Форумы
ТОП 5
Рекомендуем
Знакомства
Объявления