Культура интервью «Эта профессия — узаконенная шизофрения». Звезда драмтеатра в Нижнем Сергей Блохин — о выгорании, зарплате и зрителях

«Эта профессия — узаконенная шизофрения». Звезда драмтеатра в Нижнем Сергей Блохин — о выгорании, зарплате и зрителях

Узнали, почему заслуженный артист России хочет уволиться и какие трудности в актерском ремесле сегодня

Сегодня Сергей активно думает об увольнении из театра

На первый взгляд может показаться, что в эпоху интернета и кинематографа театр должен отойти на второй план. Однако в реальности этого не происходит, скорее наоборот: зрительные залы всегда полны людей, жаждущих культуры. У многих есть любимые актеры, спектакли которых стараются не пропускать.

В этом году Нижний Новгород носит звание культурной столицы страны, поэтому NN.RU решил пообщаться с заслуженным артистом России Сергеем Блохиным. Уже почти 35 лет актер служит в Нижегородском драмтеатре имени Горького. Чем отличается советская школа от современной, какие самые сложные роли были у Сергея, как себя чувствует сегодня драмтеатр — обо всём этом и не только читайте в нашем материале.

«Деревенский мальчишка в профессии для особенных людей»

Сергею 58 лет, он родился в поселке Катунки Чкаловского района. Желание стать актером появилось в юности. Будучи ребенком, артист выступал в младшей группе детсада, а окончательное решение Сергей принял ближе к концу школы, когда выбирал, куда поступать.

— В школе мне казалось, что актер — это профессия для других, особенных людей, а я обычный деревенский мальчишка. Поэтому в Нижний Новгород приехал поступать на историко-филологический факультет. Но перед вступительными экзаменами у меня было время попробовать себя в театральном училище, куда меня за руки притащили две одноклассницы, — с улыбкой вспоминает артист.

При поступлении Блохин оказался в незавидной ситуации: в десятке абитуриентов были очень талантливые ребята, гораздо сильнее актера. Поэтому Сергея не взяли, но, как оказалось, его порекомендовали на кукольное отделение.

— Я сидел в скверике и плакал, что меня не взяли. Подошла педагог по речи Людмила Орлович, взяла меня за руку и повела к члену комиссии, который набирал студентов на кукольное отделение. Оказалось, что перепутали мою фамилию: написали не Блохин, а Балахин, — поделился актер.

В результате нижегородец почти год отучился на кукольном отделении. Ему очень нравилось, но из-за высокого роста было бы тяжело работать кукольником. А после этого Сергея призвали на службу во флот, где он три года отслужил на Дальнем Востоке. Именно в армии, по словам актера, он возмужал.

— После службы я не хотел возвращаться в театральное училище. Мне казалось, что это какая-то глупость несусветная. Но прошло дембельское лето, мысли пришли в порядок, и я пошел учиться. Армия изменила меня: я стал не мальчиком, а мужем, — рассказал Блохин о своей молодости.

«Узаконенная шизофрения»

Далеко не все начинающие актеры приходят к успеху. Где-то всё решает случай, а где-то — тяжкий адский труд. В случае с Блохиным был именно второй вариант.

— Мне пришлось приложить огромное количество усилий, чтобы что-то получилось. Актерская профессия заключается в том, что ты ни на секунду не можешь остановиться. Если это произошло, то актер сразу уйдет куда-то в балласт. Каждый спектакль, роль, выход нужно доказывать, что ты имеешь право на эту профессию. Это «узаконенная шизофрения», когда актеры раз за разом заставляют себя погружаться в роль независимо от состояния здоровья и жизненных трудностей, — объяснил Сергей некоторые трудности актерского ремесла.

Актер за полчаса до выхода на сцену

Блохин уже почти 35 лет служит в драмтеатре в Нижнем Новгороде — за это время он стал одним из ведущих и знаменитейших актеров города. Сергей признался, что для него это были «35 лет радостного ада». За эти годы артиста неоднократно посещала мысль об увольнении. Особенно сильно это желание сидит в голове актера сейчас.

— Мне нравится моя работа. Если взять очень длинные большие кавычки, то наша профессия как наркотик в том смысле, что позволяет отдавать энергию и всасывать ее. В те моменты, когда отданная энергия не соответствует полученной, возникают мысли о своей ненужности, — посетовал актер.

По словам Блохина, зарплату актеров нельзя назвать «блистательной», поэтому сотрудники театров нередко подрабатывают на стороне. Как правило, педагогами различных театральных студий, ведущими каких-то мероприятий, аниматорами, снимаются в рекламе и т. д. Благодаря этому нижегородец недурно жил в 90-е, однако в какой-то момент начал понимать, что теряет в театре. Поэтому сейчас актер уже не занимается «халтурами», несмотря на то что в прошлом сильно преуспел на этом рынке.

— В 90-е я со своим коллегой был одним из самых популярных ведущих в Нижнем Новгороде. Мы «окучили» невероятное количество людей: вели какие-то розыгрыши в казино, юбилеи, банкеты, корпоративы. Однако в какой-то момент меня физически стало с этого тошнить, и нужно было сделать выбор: либо заниматься только театром и посвящать себя ему, либо работать ведущим, — вспоминает Сергей.

К слову, сам драмтеатр в Нижнем сейчас находится «на взлете». По словам Блохина, актеры получают в разы больше, чем раньше, но существуют и некоторые трудности. Площадка сама вынуждена оплачивать коммуналку, постановочные расходы и прочее.

Макбет, Рогожин и Тарас Бульба — самые энергозатратные роли

Сергей Блохин признался, что у него нет нелюбимых ролей. Есть «спортивные» роли, чаще комедийные. Они не требуют больших эмоциональных энергозатрат. Даже если роль сложная, то за годы работы она уже абсолютно четко выстроена и эмоционально разложена по полочкам, поэтому играть легко. А некоторые персонажи, такие как, например, Макбет или Тарас Бульба, требуют внутренней перестройки, поскольку в них необходимо погрузиться.

Любые новые постановки и персонажи всегда самые сложные. К примеру, 26 апреля состоялась премьера нового спектакля «Зойкина квартира» (18+). В нем Сергей играет Гуся. Актер признался, что эта роль далась ему особенно трудно.

— Со всем своим опытом я не понимаю, что делать. Никак не могу поймать этого персонажа и влезть в него, — посетовал артист.

Некоторые роли вызывают разногласия между актером и режиссером. К примеру, режиссер хотел сделать Тараса Бульбу олицетворением войны и жестокости, в то время как Сергей настаивал на том, что «всё равно оправдает этого персонажа», несмотря на то что достаточно тяжело принять и пропустить через себя некоторые слова, которые должен произнести Бульба.

По словам Сергея Блохина, сильный актер всегда стремится оправдать своего героя, каким бы негодяем он ни был

Любой театр невозможно себе представить без зрителя. Сегодня в театр приходят более молодые люди, чем на заре актерской карьеры Блохина. Кроме того, зрители стали умнее из-за большей насмотренности. По мнению нижегородца, в конце эпохи СССР и 90-х на постановки ходило гораздо меньше молодежи.

— По статистике, если раньше было 10–12% людей, которые ходят в театр, то сегодня, к моему большому удивлению, количество зрителей увеличилось вдвое, втрое, — заявил актер.

Однако далеко не всегда попадаются воспитанные зрители. Некоторые из них не выключают звук у мобильных телефонов, которые, как правило, начинают звенеть в самый ответственный момент. Также со сцены всегда заметны «синие лица», которые любят посидеть в телефоне. Люди искренне уверены, что их никто не замечает. И это, конечно же, сбивает.

— Во время выступления на сцене я играю с четвертой стеной, но я чувствую и ощущаю зрителя, поэтому нельзя избавиться от так называемой слышимости. Когда кто-то в зале начинает говорить, кашлять или звонит телефон, я всегда начинаю реагировать в эту сторону, потому что живу в этот момент на то, что происходит вокруг. Например, совсем недавно во время спектакля «Макбет» (16+), когда я читал свой самый тихий монолог, у девушки в первом ряду неожиданно зазвонил телефон. И я стал читать монолог прямо «в нее», — рассказал артист.

Киноактер и театральный актер — две разные профессии

Кроме театра Блохин несколько раз играл в кино. Например, наш земляк исполнил одну из главных ролей в документальном фильме «Дно» (16+) и несколько эпизодических в сериалах «Спойлер» (18+), «Любовь преодолеет всё» (12+), «На игре» (18+), «На игре — 2» (18+) и т. д. По словам Сергея, киноактер и театральный актер — это две разные профессии.

— Кино — это искусство режиссера и монтажера. Поэтому в нем могут играть непрофессиональные актеры, так бывает иногда, а в театре это невозможно. Мы работаем нон-стопом три часа, а в кино, если что-то не получилось, можно переснять. Я ничего хорошего не испытывал от съемок в кино, мне просто приходилось изображать и придумывать себе какую-то оценку, — поделился Сергей.

По мнению нижегородца, раньше в театральное училище поступали, чтобы работать в театре, а сегодня многие идут туда ради туманной возможности съемок в кино. Сейчас уже сложно вспомнить хотя бы одного известного театрального актера без фильмографии, ведь широкую медийность и популярность в наше время можно получить только через телевизор. И, как следствие, это приводит к увеличению дилетантизма.

— Сейчас модно играть над ролью, над спектаклем. Нас учили влезать в роль с тошниловом, с раздиранием ногтей, чтоб это было правдоподобно. А когда молодой актер сидит в телефоне на спектакле между своими выходами и ему сейчас играть, например, смерть на сцене, я не верю, что он выйдет и хорошо сыграет. Значит, он не заболел своей ролью, — убежденно говорит Блохин.

Сергей никогда не ставил перед собой цель в жизни — стать киноактером

Одна из вещей, которых не хватало в кино заслуженному артисту России, — живые зрители. Ведь, как и любому творческому человеку, актеру необходима обратная связь, которая в театре выражается в том числе с помощью аплодисментов. Сергей считает, что актеры любят, когда зал «взрывается», ведь это проявление массовой зрительской эмоции, что наравне с зарплатой и удовлетворением от игры мотивирует артистов на новые победы. Без этого можно играть у себя на кухне перед зеркалом.

Однако не всегда благодарность зрителей ограничивается одними лишь аплодисментами. Наравне с цветами артистам порой дарят различные подарки. Например, недавно нижегородцу подарили витамины. Бывали за его карьеру колбасные букеты, овощные, алкоголь, детские рисунки. Однажды какая-то женщина вручила огромный букет из 60 роз и через какое-то время продублировала подарок — всего поклонница сделала пять таких «комплиментов». А во время гастролей в Челябинске Блохину подарили букет цветов, в котором лежал конверт с 10 тысячами рублей.

Искусство делает людей лучше

Если посмотреть отзывы о некоторых постановках, можно заметить, что не все из них нравятся зрителям. Одним из «спорных» спектаклей является «Саша, привет!» (18+). В соцсетях много негативных комментариев, поскольку люди ожидали увидеть живое выступление, а не фильм. Один из актеров этой постановки, Сергей Блохин, объяснил, что всё субъективно, ведь есть и положительные комментарии.

— Если спектакль не понравился, нужно попробовать посмотреть его еще раз, потому что он может не получиться в этот раз. Конкретно «Саша, привет!» — это сложная постановка. Большая часть действий происходит на экранах, а на сцене лишь один актер. А зритель приходит в театр и видит сплошное кино, что его возмущает. Ведь он ожидает увидеть живую игру актеров. Это был эксперимент — поставить спектакль в несколько нетипичном для нашего театра формате. Известный театральный критик Марина Дмитревская была в восторге от этой постановки и пыталась рекомендовать ее на всевозможные фестивали, — рассказал артист.

Нетипичная для драмтеатра постановка «Саша, привет!» оставила разные впечатления у зрителей в соцсетях

Совершенно другое дело, когда режиссер начинает уходить далеко от оригинального произведения. Сегодня часто можно встретить театральные постановки, в которых, например, диалоги переписывают на современный лад или говорят их своими словами. В частности, Сергея возмутила постановка «Мещане» (16+) в исполнении молодого творческого коллектива.

— Однажды к нам на фестиваль приехали молодые ребята, бывшие студенты, которые играли «Мещан». В ней актеры многое говорили своими словами, но близко к тексту. И все, включая членов жюри, не заметили этого: «Боже мой, какой современный Горький, как он звучит». Вот к подобным вещам я отношусь плохо. Это воспитывает дилетантизм и непрофессионализм, — посетовал заслуженный артист России.

Поскольку Сергей Блохин сам играл в «Мещанах», он прекрасно знал оригинальный текст — в отличие от членов жюри

В одном из интервью народный артист СССР и режиссер Марк Захаров однажды сказал, что искусство не способно фундаментально изменить человека и сделать его лучше.

— Вот Чикатило вполне можно представить зрителем нашего театра. Он мог бы и аплодировать в конце спектакля, и даже комплименты какие-то говорить... Во взрослом возрасте вряд ли искусство может изменить человека, — говорил Захаров.

Нижегородский актер Сергей Блохин с такой точкой зрения не согласен. Он предлагает пойти от обратного: если исключить из нашей жизни искусство, то плохих людей станет еще больше, чем сейчас. Поэтому если благодаря искусству хотя бы один человек станет хорошим, значит, оно действительно нужно миру.

ПО ТЕМЕ
Лайк
LIKE14
Смех
HAPPY0
Удивление
SURPRISED0
Гнев
ANGRY0
Печаль
SAD0
Увидели опечатку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl+Enter
Форумы
ТОП 5
Рекомендуем
Знакомства
Объявления